Медицинский детективИнтересные наблюдения в области Неврологии

В конце мая 2014 года в г. Алматы состоялся семинар по АВА терапии. Инициатором и организатором данного семинара стала директор детского центра «Росток» Жанат Ахметова.

Провела  семинар международный сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Эрц - Израиль.

За два фантастических дня в полной мере мы – участники семинара, среди которых лишь единицы были знакомы с этим методом – смогли оценить как великолепные личностные качества, безграничное обаяние, темперамент, деликатность, профессионализм Юлии Эрц, так и удивительные возможности АВА терапии.
Не буду скрывать, что с данным методом я впервые познакомилась всего несколько месяцев назад и была очарована им. Поэтому я очень обрадовалась, когда по электронной почте получила письмо-приглашение от Жанат Ахметовой.
Семинар проходил в очень  хорошем темпе, в интерактивном формате (формат, предусматривающий живое общение, двустороннюю коммуникацию, подачу материала в виде тренинговой игры).

Сначала, как водится, Юлия Эрц дала определение, что такое АВА терапия. АВА терапия - Applied behavior analysis – Прикладной Анализ Поведения – это научная дисциплина.

Почему он привлёк моё внимание как врача? Потому, что расстройства аутистического спектра – это большая группа заболеваний, происхождение которых на данный момент неизвестно. Специфической терапии не разработано, применяются только симптоматические средства. Как правило, это препараты группы нейролептиков, снижающие повышенную двигательную активность, действительно, необходимые в определенных случаях, но часто вызывающие  у родителей опасения.
Предоставляю слово самой Юлии Эрц: «Вот у нас есть ребёнок, у которого диагностирован аутизм. Он таким родился.  Его родители в этом не виноваты. Никто не виноват: ни врачи, ни родители, никто не виноват. Даже если на кого-то падает подозрение, он тоже, скорее всего, не виноват. Но вот он такой ребенок есть. Что же нам с ним делать? Вы должны создать такие условия окружающей среды, где он сможет развиваться и приобретать навыки.  Поэтому, когда мы говорим о прикладном анализе поведения, мы ищем возможности повлиять на поведение с помощью факторов окружающей среды и, таким образом, мы можем повлиять на поведение, чем, если  мы будем думать о каких-то внутренних причинах, на которые мы не можем повлиять. Например, если мы говорим об аутизме, то никто до сих пор не знает, в чем причина этого заболевания. Следовательно, на причину этого заболевания мы повлиять не можем».

Предлагаю Вашему вниманию фрагмент лекции Юлии Эрц.

Рассказывая об АВА терапии, Юлия, не уставая,  твердила: «Индивидуальный подход, индивидуальный подход, индивидуальный подход».
И приводила пример: «Давайте возьмём какого-нибудь маленького ребенка, у которого отсутствует ряд навыков. На данный момент ему 4 года. Он не говорит, он не пользуется горшком, ходит в памперсе, он не ест обычную еду, он по-прежнему на грудном вскармливании и он не знает цифры. Вот у нас есть четыре проблемы с этим ребенком. Что для этого ребёнка четырёх лет является самым значимым на данный момент? Что самое важное? Мама приходит к педагогу и говорит: «Научите его цифрам. Он цифры не знает». Скорее всего,  в его возрасте более полезным, более важным именно для него будет научиться кушать такую обычную еду. Да? Посмотрите на обычного ребёнка, нормотипичного. Вспомните процесс развития Вашего собственного ребёнка. Он что первым делом начинает делать: разговаривать, цифры учить?» Кушать! Следовательно, и четырёхлетний ребенок, который не ходит на горшок, и не кушает, и не разговаривает, и цифры не знает – разве мы будем его обучать цифрам? Нет! Правильный ответ: не будем. Мы выберем самый важный для него навык и начнём с него».

И вновь – фрагмент лекции.

Далее мы учились использовать поощрения,  подсказки, применять метод обучения «отдельными блоками», применять методы, которые называются «случайное обучение», «формирование реакций» и обучение «цепочки поведения».

Каждый метод строго прописан. Он должен выполняться так и не иначе и только в этом случае будет результат.
Более подробно об этих методиках можно узнать в источниках, свободно находящихся в интернете. Например, в книге Роберта Шрамма «Детский аутизм и АВА», которую рекомендовала Юлия Эрц. Также Юлия ведёт активную интернет-жизнь и есть много  ресурсов, где сама Юлия рассказывает об АВА терапии.
После теоретической части, мы – участники семинара - с удовольствием погрузились в  практическую часть. Мы разбились на группы и в игровой форме отрабатывали приёмы АВА терапии. Все вместе: и родители детей, страдающих аутизмом и специалисты: психологи, дефектологи и  и – в моём лице – врачи.

И, конечно, очень убедительной была демонстрация возможностей АВА терапии на детях, которых привели на консультацию к Юлии.

Наиболее запоминающейся была работа с одним  симпатичным малышом, который, не желая выполнять предложенные  инструкции, испробовал на нас все приёмы манипуляций, которые только были в его арсенале, в том числе продолжительный душераздирающий крик.

Я была в смятении, на лице же папы мальчика не дрогнул ни один мускул. Проанализировав поведение мальчика, Юлия подобрала наиболее приемлимую именно для этого ребенка  систему поощрений. И, о чудо, в конце ребёнок выполнил все предложенные задания.
Всё когда-нибудь кончается. Подошёл к концу и прекрасный семинар, который состоялся благодаря  Жанат Ахметовой и Юлии Эрц.

Один из моих Учителей – детский психиатр, профессор Макаров Игорь Владимирович  (Санкт-Петербург) подарил нам – курсантам цикла «Психопатология и психодиагностика детского возраста»-  понятие «доброкачественные люди». Эти слова можно отнести как к Жанат и Юлии, так и ко всем присутствующим на этом семинаре.

Такое ощущение, что мир стал лучше в эти дни, и солнце стало светить ярче и родители детишек с аутизмом стали чуть счастливее, потому что у них появилась Надежда.

Отзыв мамы ребёнка, страдающего аутизмом

Заканчивая статью, я хочу ещё раз обратить   внимание на основные моменты:

  • АВА терапия – научный метод, который применяется у детей, в частности, страдающих аутизмом, но не только. Он применяется не при тех или иных заболеваниях, а при определенных проблемах в поведении.
  • Для успеха нужно тесное сотрудничество родителей и специалистов. И только в этом случае будет результат.
  • Применять его нужно как можно раньше. Если начать использовать метод АВА в возрасте 2 года, то, по разным данным, от 40 до 60% детей в будущем смогут преодолеть свои проблемы.
  • Когда я или мои  добрые друзья – психологи - говорим, что будем использовать эту методику в своей работе, мы говорим только о применении отдельных приёмов.
  • На профессиональной основе применять АВА терапию могут только сертифицированные специалисты, к которым относятся международный сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Эрц и АВА терапист Жанат Бойхановна  Ахметова, работающая под супервизией Юлии Эрц.

Выражаю  благодарность  директору центра «Росток» Ахметовой Жанат Бойхановне за предоставленную возможность посетить данный семинар.

Комментарии  

#1 Бауржан 30.03.2015 22:28
моему сыну поставили диагноз аутизм ему 3.9 где можно прослушать лекции по АВА терапии, и есть ли у нас в Алматы такие специалисты нужна Ваша рекомендация
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Выберите язык сайта

Russian Arabic Chinese (Traditional) Czech Dutch English French Georgian German Greek Hindi Italian Japanese Korean Polish Portuguese Spanish Turkish

Баннеры

Кто сейчас на сайте

Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт