Развивающие игрушки

Эта статья открывает новую рубрику сайта: «Развивающие игрушки» и написал её мой муж Чулков Валерий  Васильевич – дипломированный педагог, специалист по дошкольному образованию детей.

В дальнейшем к обсуждению этой важной темы планируется подключить врачей, психологов, дефектологов. 

Если Вам, дорогие посетители моего сайта, будут интересны какие-либо темы, Вы можете писать на мой электронный адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и наша команда единомышленников постарается осветить интересующие Вас вопросы в следующих статьях.

 26.02.2017г.
г. Алматы
Чулков Валерий Васильевич 

С раннего детства нам знакомо словосочетание - развивающие игрушки. 

Какой смысл заключен в этом понятии, действительно ли они помогают в развитии и в каком возрасте? 

Словари дают нам примерно такие определения: «Игрушка – предмет, служащий для игры».

Развитие - это процесс перехода из одного качественного состояния в другое, более совершенное, следовательно "развивающие игрушки" – это предметы, играя с которыми, человек улучшает свои способности.

А в раннем детском возрасте они еще и помогают полноценному и своевременному развитию всех органов чувств.

Но, как ни странно, появились такие полезные игрушки относительно недавно, чуть более 300 лет назад.

Игрушки прошлых веков

Основоположником современной педагогики принято считать чешского священника, мыслителя и литератора Яна Амоса Коменского  (1592-1670 гг),

первым заявившем о чувственном восприятии, как об  основном источнике познания: "Обитающей в нас разумной душе, сверх того, даны органы  -  как бы лазутчики и разведчики, с помощью которых душа исследует все, что находится вне ее.  Это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, так что ни одно создание, где бы оно ни находилось, не может от нее укрыться. Так как в видимом мире нет ничего, чего нельзя было бы или видеть, или слышать, или обонять, или вкушать, или осязать и, таким образом, определить по существу и качеству, то отсюда следует, что в мире нет ничего, чего бы не мог объять одаренный чувством и разумом человек".

Ян Амос Коменский создал первую иллюстрированную детскую энциклопедию «Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни»  - комплексное пособие, выполнявшее функции азбуки, словаря, сборника тематических картинок и справочника по всем областям знаний.

Другой подвижник - швейцарский педагог Генрих Песталоцци (1746-1827 г. г.) - не отличился в создании пособий, но выдвинул идею первоначального элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет.

Последователем Песталоцци немецким педагогом Фридрихом Фрёбелем была создана дошкольная система воспитания, названная им «Детский сад».

Если его предшественник еще рассматривал  процесс  обучения как часть  производительного детского труда, то Фрёбель освободил детей от труда и сделал основой своей системы игру, так как считал, что через неё выявляется заложенное в ребенке божественное начало. Он разнообразил игру и  помимо подвижных игр ввел рисование, работу  с мягкими материалами, плетение, вырезание  из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др.

Совершенствуя элементарную систему Песталоцци, Фрёбель создал  массу практических пособий,  наиболее известными из которых стали «Шесть даров".

Рис.2  Дары Фридриха Фрёбеля

Первый дар - это небольшие, сшитые из разных тканей, разноцветные мячи с пришитой веревочной петелькой.

Второй дар -  небольшие деревянные фигуры: шар, кубик и цилиндр.

Третий дар — куб, разделенный на восемь равных кубиков

Четвертый дар — кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой  из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д.

Идею Фрёбеля использовал даже датский сказочник Андерсен, вручив герою сказки "Снежная королева" Каю геометрический набор, из которого тот пытается составить слово "вечность".

Врач по образованию, итальянский педагог Мария Монтессори  (1870-1952 г. г.), безусловно, внесла наибольший вклад  в создание развивающих пособий и игрушек.

Перечислять её находки и открытия не имеет смысла, так как она приспосабливала для обучающего процесса любой подсобный материал.

«И так как не может быть ни умственного развития без упражнения, ни упражнения без внешнего материала, на котором можно упражняться, то необходимо среду, окружающую ребенка, обставить средствами развития (заранее определенными и проверенными научными опытами)  и предоставить ребенку свободу самому развиваться при их помощи.

Тогда каждый ребенок сам произведет свой выбор и проделает с учебным материалом как раз те упражнения, которых шаг за шагом требует его умственное развитие» (М. Монтессори).

Рис.3 Игрушки, основанные на методике Марии Монтессори

 

Современный рынок предлагает огромное количество разнообразных модификаций развивающих игрушек и на чем остановиться – решаете только Вы.

Но каким бы ни был ваш выбор,  прислушайтесь к совету, данному госпожой Монтессори: «Опыт показывает, что работа детей с сенсорным материалом  бесполезна и вредна до тех пор, пока они не будут готовы извлечь из этого пользу».

В статье были использованы материалы, находящиеся в открытом доступе в интернете.

Сайт благодарит магазин «Маленький Принц» за сотрудничество.

Адрес магазина: г.Алматы, ТЦ «Адем-3», сектор Е2, бутик № 20. 

Контактный телефон: 8 707 983 96 25

Комментарии  

#1 Людмила 02.03.2017 03:04
Очень интересная, познавательная статья. Жду статью о новых игрушках и какую пользу они приносят нашим детям
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Выберите язык сайта

Russian Arabic Chinese (Traditional) Czech Dutch English French Georgian German Greek Hindi Italian Japanese Korean Polish Portuguese Spanish Turkish

Баннеры

Кто сейчас на сайте

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт