Развивающие игрушки

12.03.2017 г.
Чулкова И.Ф. 
г. Алматы, Республика Казахстан

Мы воспринимаем мир при помощи специализированных органов чувств, к которым относятся:

  • Зрение
  • Слух
  • Осязание
  • Вкус
  • Обоняние

Каждый из этих органов устроен таким образом, что он реагирует на определенные раздражители  и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему.

Часть нервной системы, состоящую из специализированных, воспринимающих раздражение клеток — рецепторов, а также нервных клеток и связывающих их нервных волокон называют анализатором или сенсорной системой (от лат. sensus – чувства, восприятие).

С первых месяцев жизни необходимо развивать сенсорную систему ребенка, так как на базе полученных в раннем возрасте впечатлений формируется личность человека.

Органы чувств в процессе развития ребенка развиваются неравномерно.

Зрение

Зрительная сенсорная система вместе со слуховой играют особую роль в познавательной деятельности человека. Через зрительный анализатор человек получает до 90% информации об окружающем мире. С деятельностью зрительного анализатора связаны следующие функции: светочувствительность, определение формы предмета, их величины, расстояния предметов от глаза, восприятие движения, цветовое зрение и бинокулярное зрение.

Зрительный анализатор состоит из:

  1. глазного яблока, в котором расположены световоспринимающий, светопреломляющий и светорегулирующий аппараты
  2. защитных и вспомогательных органов глаза (наружные оболочки глаза (склера и роговица), слезный аппарат, веки, ресницы, брови)
  3. двигательного аппарата, представленного тремя парами глазных мышц (наружная и внутренняя прямые, верхняя и нижняя прямые, верхняя и нижняя косые), которые иннервируются III (глазодвигательный нерв), IV (блоковый нерв) и VI (отводящий нерв) парами черепных нервов
  4. проводящих путей анализатора
  5. подкорковых и корковых центров анализатора.

Эмбриональное развитие зрительного анализатора начинается сравнительно рано — на 3-й неделе внутриутробного периода. К моменту рождения ребенка он в основном сформирован, однако совершенствование его заканчивается к 8— 10 годам. Развитие сетчатки завершается к концу года. Зрительные нервные пути заканчивают формироваться к 3-4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анализатора завершается лишь к 7 годам.

В первые дни жизни новорожденного движения глаз не координированы, один глаз может двигаться независимо от другого.

Новорожденные не могут фиксировать взгляд при рассматривании предметов. В конце первого месяца жизни ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете.

На втором месяце   фиксация взора на предмете становится более продолжительной, ребенок следит за движущейся перед глазами игрушкой.

В этот же период возникает так называемая социальная улыбка. Если поймать взгляд ребенка и улыбнуться ему, ребенок улыбнется в ответ.

По мере взросления ребенка  фиксация взора на предмете становится более долгой  и с возраста старше 16 недель постепенно начинает улучшаться координация глаз-рука и ребенок начинает тянуться за предметом.

Что касается цветового зрения, то оно формируется только после 3 месяцев жизни ребенка.  Новорожденные и дети первых 2-3 месяцев жизни  могут  определить только черный, белый и серый  цвета. По мере формирования сетчатки глаза ребенок  постепенно начинает дифференцировать цвета, но полностью эта функция формируется с конца 3 года жизни.

Игрушки для развития зрительного анализатора в первые 3 месяца жизни 

В первый месяц лучшим средством для развития зрительного анализатора является лицо мамы. Фото из книги Теодора Хелльбрюгге «Первые 365 дней жизни ребенка». 

В возрасте 1-3  месяца ребенок ещё не различает цвета и поэтому существует много методик, в которых предлагаются  чёрно-белые игрушки. При использовании контрастных игрушек  у ребенка развивается  зрительное внимание, водя игрушкой из стороны в сторону, мы развиваем мышцы глазного яблока.

Черно-белые игрушки  легко сделать своими руками из плотного картона, фанеры. Краски используются акриловые, сам рисунок должен быть крупным с учетом более низкого, чем у взрослого человека,  зрения  ребенка.

И врачи и педагоги единодушны в положительной оценке мобилей для развития зрительного анализатора ребенка. 

На третьем месяце жизни уже можно подключать цветные подвески и погремушки, в этом возрасте начинает формироваться цветовое восприятие, происходит дальнейшее развитие мышц глазных яблок и становится возможным движение глаз не только из стороны в сторону, но и вверх-вниз.

P.S. Опираясь на исследования в области анатомии и физиологии сенсорных систем, я включила черно-белые игрушки в схему оценки развития детей первых месяцев жизни. Здоровый симпатичный малыш 2 месяцев жизни, как и положено, долго и внимательно смотрел на крупную черно-белую игрушку. В этот момент молодой папа, ничего зная о методике Глена Домана говорит: «Наш сын любит красные игрушки». «Этого не может быть, потому что рецепторы, отвечающие за цветовое зрение ещё не сформированы» - отвечаю я. Всё-же  в целях чистоты эксперимента показываю ребенку рыжую кошечку. И ребенок не только внимательно посмотрел на неё, но и оживился, заулыбался, задвигал ручками, всем своим видом показывая, что цветная игрушка нравится ему намного больше, чем чёрно-белая.

Multi multa sciunt, nemo omnia /Многие знают многое, всего не знает никто – латинская пословица/.

Продолжение следует.

Список использованной литературы:

  1. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология:  учебное пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое Знание, 2006. – 416 с.: ил.
  2. Основы сенсорной физиологии: пер. с англ./под ред. Р.Шмидта. - М.: Мир, 1984. – 287 с., ил.
  3. Смирнов,  В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / В.М.  Смирнов, С.М. Будылина. – М.: Издательский центр «Академия»,  2003. – 304 с.
  4. Сапин,   М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. Пособие для студ. пед. вузов /  М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. – М.:  Издательский центр «Академия» 2002. – 456.: 8л. ил.: ил.
  5. Мазурин, А.В., Пропедевтика детских болезней / А.В.Мазурин, И.М.Воронцов. – М.Медицина, 1985. – 432 с., ил.
  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984, стр.  277

Также в статье была использована информация, находящаяся в открытом доступе в интернете.

Сайт благодарит магазин «Маленький Принц» за сотрудничество.

Адрес магазина: г.Алматы, ТЦ «Адем-3», сектор Е2, бутик № 20.

Контактный телефон: +7 707 983 96 25

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Выберите язык сайта

Russian Arabic Chinese (Traditional) Czech Dutch English French Georgian German Greek Hindi Italian Japanese Korean Polish Portuguese Spanish Turkish

Баннеры

Кто сейчас на сайте

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт