Развивающие игрушки

И.Ф.Чулкова, В.В.Чулков

г. Алматы, Республика Казахстан

14.05.2017

«Орган, который не упражняется - отмирает!». -  Жан Батист Ламарк

Периодически под влиянием внешних факторов человечество переходит в новую стадию эволюции мозга, ведущую к формированию иного качества жизни.

Знакомство с огнем, совершенствование орудий труда, изобретение механизмов  - все это приводило к возникновению в головном  мозге человека новых нейронных связей и, как следствие, к изменению физических параметров, к возникновению речи.

Новым этапом этого процесса стала технологическая цифровая революция.

Даже выбирая игрушки, родители все чаще отказываются от их традиционных форм,  предпочитая им компьютерные аналоги.

Уже никого не удивляют малыши,  играющие в айфоне или обучающиеся при помощи компьютера, ведь компьютерные программы  создаются даже для самых маленьких.

Равноценна ли такая замена?

Естественно, что создатели и производители подобной техники акцентируют внимание только на её пользе.

Мы же попробуем рассмотреть возможные риски приобщения к данной аппаратуре в раннем возрасте.

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

В свою очередь органы чувств являются периферической частью анализаторов – структур нервной системы, при помощи которых полученная  информация по проводящим путям поступает в различные отделы головного мозга, где и подвергается переработке.

При чем здесь компьютер?

Правильное восприятие предметов и явлений складывается из ощущений,  формирующих образ, и  дополняется воображением человека.

На уровне формирования образа мы  должны ассоциировать форму с цветом, запахом, тактильными ощущениями, а также звуком и, если возможно, вкусом.

Развитие органов чувств, чьи рецепторы направляют подобную информацию нашему мозгу,  происходит лишь с накоплением практического опыта (сроки формирования органов чувств в раннем возрасте см в Приложении).

Гэри Смолл и Гиги Ворган в своей книге «Мозг онлайн. Человек в эпоху интернета» писали: « Нормальное развитие мозга требует  соблюдения баланса между влиянием материальной, вещественной среды и общением с другими людьми.

Если чего-то одного недостает, нейроны будут неправильно связываться друг с другом и активироваться не так, как нужно. Хорошо известный пример — зрительная сенсорная депривация. Ребенок, родившийся с катарактой обоих глаз, не сможет отчетливо различать зрительные образы.

Если его не вылечить в первые шесть месяцев жизни, он рискует лишиться пространственного зрения навсегда (даже если сам дефект глаз потом устранят). Поскольку участки мозга, ответственные за зрение, бурно развиваются именно в раннем возрасте, детям до семи - восьми лет зрительная депривация грозит весьма серьезными последствиями. Столкновение с новыми компьютерными технологиями влияет на мозг гораздо слабее, чем болезни глаз, однако все равно оставляет в нем глубокий след — особенно тогда, когда мозг молод и пластичен».

Угроза формирующемуся мозгу заключается в том, что экран и клавиатура  вносят дисбаланс во взаимодействие нейронных связей, исключая комплекс ощущений от реальных свойств предметов:

 - они не передают запах и не ассоциируются со вкусом

- лишают   тактильные ощущения сведений о таких свойствах предмета, как термические (температура),  барические (давление) и стереогностические (восприятие формы объекта и  его положение в пространстве)

- малыш, углубившийся в онлайн-игру, предоставлен сам себе, он  не разделяет радость этой игры с родителями или другими детьми

- ребенок не видит  движений губ взрослого человека, глядя на которые он учится произношению звуков, слогов, а впоследствии слов и предложений,

- не видит выражения лица говорящего, а, следовательно, не может соотнести тональность выражения и эмоцию, которую тот вкладывает в свои слова

Подмена такого контакта ведет к задержке речевого развития, не формируются навыки социального общения.

В последние годы резко увеличилось число детей с диагнозом «аутизм».

Американские исследователи считают аутизм нарушением развития, препятствующим становлению основных психологических функций в раннем возрасте, что в дальнейшем приводит к инвалидизации ребёнка.

Этиология аутизма до сих пор не выяснена, и, хотя ученые склоняются к тому, что эта болезнь вызывается генетическими нарушениями, клинические проявления расстройств аутистического спектра и его диагностические признаки зачастую схожи с нарушениями,  вызванными  лишением или ограничением организма притока сенсорной информации в период функционального созревания сенсорных систем.

В век тотальной компьютеризации невозможно совершенно отказаться от этих устройств. Но, поставив здоровье детей выше личного комфорта, вполне реально ограничить их нахождение в детских руках жесткими рамками:

- от рождения до двух лет -  никаких компьютеров и телефонов, замените их похожими игрушками - имитаторами.

- с двух до шести  лет взаимодействие ребенка с  электронными носителями информации  должно быть минимальным, эксперты советуют сорок - шестьдесят минут в сутки.

Позже, естественно, это время увеличивается, но помните, что даже на взрослых людей длительное "общение" с компьютером влияет крайне неблагоприятно.

Игрушки-имитаторы

Рисунок № 1. Рынки и магазины нашего города предлагают для малышей большое количество игрушечных  «умных телефонов» на русском и казахском языке

Рисунок № 2. Детский обучающий планшет со сказками, стихами, загадками

Список использованной литературы:

  1. Иванов-Муромский,  К.А. Нейрофизиология. Нейрокибернетика. Нейробионика / К.А.Иванов-Муромский. – К.: Вища шк. Головное издательство, 1985. – 240 с.
  2. Батуев, А.С. Физиология плода и детей: учебное пособие для студентов медицинских институтов  / А.С.Батуев, В.Д.Глебовский, В.А.Жданов и др.; по ред. В.Д.Глебовского. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.: ил. 
  3. Гартштейн С.Р. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие для студентов педагогических институтов, часть I  / С.Р.Гартштейн. – Иваново: 1984
  4. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология:  учебное пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое Знание, 2006. – 416 с.: ил.
  5. Мазурин, А.В., Пропедевтика детских болезней / А.В.Мазурин, И.М.Воронцов. – М.Медицина, 1985. – 432 с., ил.
  6. Смолл, Гэри.  Мозг онлайн. Человек в эпоху интернета / Гэри Смолл, Гиги Ворган. -  М.:  КоЛибри, 2011
  7. Шпитцер, Манфред. Антимозг: цифровые технологии и мозг / Манфред Шпитцер. – М.: АСТ, 2014
  8. Стрельникова Л. Цифровое слабоумие / Л.Стрельникова //  ХиЖ, 2014, № 12 (http://www.hij.ru/read/articles/man/5210/)

Также в статье были использованы материалы, находящиеся в открытом доступе в интернете

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Выберите язык сайта

Russian Arabic Chinese (Traditional) Czech Dutch English French Georgian German Greek Hindi Italian Japanese Korean Polish Portuguese Spanish Turkish

Баннеры

Кто сейчас на сайте

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт